ХРУСТАЛЬНЫЕ ЧЕРЕПА МАЙЯ

Хрустальные черепа майя

Анна МитчеллХеджес утверждала, что потомки майя заверяли ее, что древние священники майя использовали подобные вещи, чтобы вызывать «смерть по желанию», изза чего зловещий артефакт назвали «Черепом судьбы».

Хрустальные черепа, наряду с календарем и монументальными зданиями, являются наиболее известной реликвией цивилизации майя. Считаются, что эти загадочные артефакты обладают сверхъестественными свойствами, а собранные в одном месте могут освободить большую энергию. По сей день никто не может объяснить, откуда действительно они пришли.

Находка из Лубаантуна

В 1924 году английский писатель и исследователь Фредерик Альберт МитчеллХеджес (18821959) обнаружил в развалинах города Лубаантун предмет, который сегодня будит споры. Это изготовленная из горного хрусталя точная модель человеческого черепа с оторванной нижней челюстью. История находки известна из версии, поданной Анной Ле Гийон МитчеллХеджес (19072007), приемной дочерью писателя и соавтором открытия, которая утверждала, что череп был найден под алтарем в руинах храма майя.

Хрустальные черепа из развалин Лубаантуна

Женщина объездила весь мир, презентуя находку, называемую «самой загадочной реликвией». По словам Анны, «эксперты» считали, что череп был шлифован вручную несколькими поколениями мастеров и его возраст составляет около 3600 лет. Поскольку это выходило за принятые пределы начала цивилизации майя, стали допускать, что артефактэто наследие более древней культуры, связанной с мифической Атлантидой.

Пятикилограммовая находка из Лубаантуна стала самой известной из всех хрустальных черепов, находящихся в частных и музейных коллекциях. В конце 60х годов прошлого века Анна МитчеллХеджес передала артефакт на экспертизу консерватору памятников Франку Дорленду, который обратил внимание на ряд оптических эффектов, создаваемых при прохождении света через череп (например, утверждали, что, если его установить под прямым углом к Солнцу, можно разжечь пламя). Дорленд, который не мог различить на черепе видимых следов обработки, пришел к выводу, что он был создан в два этапа: сначала ему придали форму, а затем шлифовали и полировали песком, что в примитивных условиях должно было занять полторатри столетия.

В 1970 году Дорленд подверг череп исследованиям в лабораториях HewlettPackard в СантаКларе (США). Они показали, чтообе его части были сделаны из одного куска хрусталя, происходящего из Калифорнии или Бразилии. Лаборанты должны были проверить, смогут ли они сделать копию черепа при такой твердости материала и восприимчивости к сколам и трещинам. К сожалению, владелица черепа не согласилась на дальнейшее тестирование.

Черепа из Лондона и Парижа

«Череп судьбы» имеет много «братьев», хотя из всех «хрустальных черепов майя» он лучше и более точно сделан. Два другие артефакта, приобретенные у антикварных дилеров, попали в музеи Парижа и Берлина задолго до того, как пошли споры об открытии МитчеллХеджес. Им также приписывалось доколумбовое происхождение, хотя на арене истории они появились при весьма загадочных обстоятельствах.

На череп, найденный в Лубаантум, похож выставленный в Британском музее. Его первым владельцем был французский антиквар Эжен Бобан (18341909), который возглавлял поиск мексиканских реликвий по приказу Наполеона III. Вероятно, от него начинает свою историю экземпляр из музея на набережной Бранли в Париже, который имеет вертикальное отверстие. Еще один череп, который в 1992 году анонимный меценат передал Смитсоновскому интитуту и который сейчас находится в Национальном музее естественной истории, весит 14 кг и должен был принадлежать коллекции мексиканского диктатора Порфирио Дарса (18301915).

Не менее загадочны истории черепов, находящихся в руках частных коллекционеров. Экземпляр с названием «Шанара» (характеризуется очень высокими скулами) был обнаружен в 1995 году в мексиканском штате Герреро Ником Ночерино который обнаружил его под влиянием «душевного импульса». Один из последних найденных образцовэто Техасский хрустальный череп, якобы обнаруженный в 20е годы в Гватемале и передан супругам Паркс через Норбу Ченатибетского целителя (хотя неизвестно, как он к нему попал). При таких же невыясненных обстоятельствах в начале 20 века в Центральной Америке нашли «аметистовый череп» и «череп инопланетянина», названный так изза «схожести» на возможных посетителей из космоса.

Во второй половине 20 века хрустальные черепа стали предметом жарких споров между эзотериками и учеными. Первые утверждали, что, кроме необычных оптических свойств, таинственные артефакты имеют силу вызывать видения и целебные свойства. Поскольку аргумент о шлифовке и полировки черепов на протяжении веков казался очень «наивным», начали верить, что они дело рук более передовых технологий: или допотопных, или внеземных. Сторонники New Age утверждали, в свою очередь, что собрание в одном месте тринадцати черепов освободит большую «энергию» неустановленного источника, которая «вылечит всю Землю» (это связывали с легендой майя и концом их календаря в декабре 2012). Их утверждение основывается на предполагаемой легенде о черепах, которые собранные вместе должны заговорить или запеть. В культурах Центральной Америки мотив костей, как символ смерти, был очень широко распространен (доказательства можно найти в иконографии), но практически ничего неизвестно о значении и важности хрустальных черепов.

Ответ науки

В течение многих лет науку не интересовала тема хрустальных черепов. Только после того, как пошли слухи о чудодейственных свойствах «черепа судьбы», начали обращать внимание на некоторые неточности, связанные с историей его находки в развалинах храма в Лубаантун. Джо Никель, который занимается критическим анализом паранормальных явлений, утверждает в своей книге, что существуют доказательства того, что МитчеллХеджес не нашел череп, а купил его у лондонского торговца Сидни Берни в 1944 году. Сенсационные подробности были плодом фантазии дочери путешественника, которая прилично зарабатывала на любопытных, желающих полюбоваться «артефактом из Атлантиды».

Окончательные выводы в деле «черепов майя» из Лондона, Парижа и Вашингтона принес 21 век. В музейных каталогах они фигурируют, как «современные подделки». Доктор Джейн Макларен Уолш, которая занималась этими экспонатами, подтвердила, что торгующий ими Эжен Бобан заказал их в 80х годах 19 века у немецких ювелиров. Профессор Ян Фристоун, который вместе со своими коллегами занимался анализом лондонского черепа, пришел к аналогичному выводу, заявив, что он имеет следы обработки ювелирными сверлами. В качестве места происхождения черепов указывали на город ИдарОберштайн, импортировавший в 19 веке значительное количество бразильского горного хрусталя, из которого делали украшения. Такой же вывод сделали исследователи Центра исследований и реставрации памятников в 20072008 годах, осматривая хрустальный череп из Парижа.

Но это только гипотеза. Поскольку не сохранилась документация, связанная с черепами, которые переходили из рук в руки,невозможно на 100% восстановить их историю. Сами исследователи отмечают, что некоторые из них могут быть действительно работой доколумбовых культур, ведь древние цивилизации имели возможность прецизионной обработки горного хрусталя (о чем свидетельствует, в частности, линза Лэйарда, найденная в Нимруде в Ираке). Главной проблемой, однако, является материал, из которого изготовлены черепа. Он не подвластен эрозии и радиоуглеводному анализу, поэтому невозможно определить их возврат.

Хрустальные черепа майя стали элементом современной мифологии и часто используемым в культуре мотивом. Мнения о них весьма разнообразны. В то время как Анна МитчеллХеджес увидела в них «импорт» с чужой планеты, ученые считают их современный подделками. Надо признать, что череп черепу рознь, ведь большинство из них не могут похвалиться таким идеальным выполнением, как находка из Лубаантуна. Однако, как бы громко не обсуждали этот вопрос, черепа молчат.

Комментарии

Здесь еще никто не оставлял комментарии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *